Каждый второй хочет взять кредит, каждый третий не отдает его вовремя

Кредиты прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня этот вид банковского продукта остается одним из самых востребованных и популярных среди тех, что готовы предложить банки своим заемщикам. Решая самые разные проблемы с помощью кредита, россияне все еще мало задумываются над тем, какие последствия может повлечь за собой просрочка или невыплаты по кредиту. Финансовая культура заемщиков все еще остается на  низком уровне, и в качестве свидетельства можно привести факт ого, что объем и количество просрочек по платежам в России растет. Многие российские граждане хотят жить в долг, но не умеют это делать. Более того, они не опасаются за свою репутацию или имущество, даже, несмотря на то, что в России уже много лет существует система кредитных историй. Многие заемщики даже не утруждают себя элементарными подсчетами: у них просто даже не возникает желания подсчитать тот примерный объем средств, который они могут потратить на выплаты по кредиту. Финансовая культура отсутствует, зато практически в неограниченном количестве есть неуемная тяга к потреблению.

Даная опроса, проведенные НАФИ, свидетельствуют о том, что каждый второй россиянин воспользовался кредитом за последний год. Из числа опрошенных 32% заемщиков сообщили  о том, что за это время они попали в неприятную историю: респонденты подтвердили, что «были не в состоянии внести очередной платеж». Под данную формулировку, вероятно, попадают различные варианты того, почему заемщики не смогли вовремя внести платеж. В частности, среди этого числа были те граждане, которые действительно не могли внести платеж из-за отсутствия денег, другие – из-за болезни, а третьи указали иные причины того, почему вовремя не внесли очередной платеж по кредиту. Например, заемщики указывали в качестве причины то, что средства для ежемесячного платежа были потрачены на другие цели.

Такое отношение к выплате по долгам выглядит, мягко говоря, удивительно. Даже люди, не играющие в карты, готовы более серьезно относиться к карточным долгам, чем к долгам по кредиту. Получается, что прежде чем развивать рынок кредитования, банкам неплохо было бы задуматься над решением важной проблемы – формирование финансовой культуры. Но в настоящее время коммерческим организациям, видимо, просто не до этого, а у государства есть более приоритетные задачи.

Рассматривая эту проблему детально, приходится отмечать и тот факт, что заемщики не сильно озабочены тем, что несвоевременные выплаты по кредиту и задолженность негативно отражаются на кредитной истории, а портить ее нежелательно. Ведь в дальнейшем это может принести проблемы, и банки просто начнут отказывать в выдаче кредита. Безусловно, это может стать проблемой не сегодняшнего дня, но уже через несколько лет это может стать настоящей проблемой, потому что рано или поздно банки начнут массово практиковать такой подход. Впрочем, уже сегодня получить новый кредит заемщику, который допустил трех-  или двухмесячную просрочку по кредиту стало непросто.

Но попустительское отношение к кредитной репутации – это лишь одна грань проблемы. Другой немаловажный аспект – отсутствие навыков распределения бюджета, пусть даже элементарных. Кроме того, заемщики не знают и не умеют пользоваться различными банковскими продуктами. Например, заемщик оформил в банке автокредит, а спустя какое-то время ему захотелось сделать еще одну покупку – крупную бытовую технику. Вместо того чтобы оформить еще один кредит или обзавестись кредитной картой, заемщик просто решает не выплачивать очередной платеж по кредиту за автомобиль, а купить на эти средства бытовую технику. Вот так автоматически он попадает в «черный» список должников, портит свою кредитную историю, даже не задумываясь над тем, что в следующем месяце ему придется внести уже два платежа, да еще заплатить штраф. А ведь ситуацию можно было бы решить по-другому, в частности, та же кредитная карта позволила бы «перекредитоваться», т.е. с нее можно было бы снять средства и внести платеж по «стационарному» кредиту. Конечно, пришлось бы заплатить комиссию за снятие наличных в банкомате, но эта сумма была бы меньше, чем пришлось бы заплатить по штрафу, да и кредитная история осталась бы положительной. Получается, что заемщики нередко сами себе создают проблемы, не умея рассчитывать свои финансовые возможности, и усугубляется ситуация тем, что новые вещи хочется приобретать постоянно, зачастую намного больше, чем это действительно надо. Чаще всего просрочку по кредиту допускают молодые люди в возрасте до 24 лет, хотя и других возрастных группах есть заемщики, которые допускали просрочки два и более раз. Такая ситуация выглядит довольно странно, ведь с возрастом необдуманных трат должно становиться меньше, а расчета и ответственности  - больше. Впрочем, это лишний раз доказывает необходимость формирования финансовой культуры у российских заемщиков.