Кредиты и пластиковые карты – лидеры банковских услуг

Клиенты российских банков продемонстрировали некоторую консервативность в своих предпочтениях, но вместе с тем, согласно проведенному опросу, произошли и серьезные изменения, наметившие важную тенденцию. В уходящем году самыми востребованными банковскими услугами среди клиентов российских банков оказались кредиты, регулярные платежи по счетам и пластиковые карты. Если с первыми двумя категориями ситуация выглядит более или менее прогнозируемой, то по поводу пластиковых карт можно отметить, что данная банковская услуга только набирает обороты, так как еще сравнительно недавно ей отдавало предпочтение небольшое количество россиян. Согласно результатам всероссийского опроса, который был проведен Национальным агентством финансовых исследований, наибольший рост среди наиболее востребованных банковских услуг показали именно пластиковые карты. Данные социологических опросов также свидетельствуют о том, что банковской пластиковой картой на сегодняшний день пользуется практически каждый второй россиянин. Большинство пластиковых карт приходится на категорию зарплатных, согласно средней оценке на их долю приходится около 80%. На втором месте по популярности среди клиентов российских банков – дебетовые карты, занимающие 12% рынка. Предпочтение этим видам пластиковых карт отдают россияне в возрасте от 25 до 34 лет. И только 8% от общего числа участников опроса отдают предпочтение кредитным пластиковым картам.

Еще одной самой востребованной банковской услугой стали регулярные платежи, осуществляемые в отделении банка. Стоит отметить, что количество тех, кто оплачивает коммунальные услуги и другие счета подобным образом, снизилось на 10%. По мнению специалистов, сокращение вызвано стремительным развитием альтернативных платежных каналов. В частности, теперь российские граждане могут оплачивать счета через платежные терминалы, через мобильные телефоны или интернет-банкинг.

В число самых востребованных банковских услуг вошли и кредиты, которыми, согласно результатам опроса, воспользовалась четверть россиян. Среди этой категории банковских услуг «пальма первенства» принадлежит потребительским кредитам, которым отдает предпочтение большинство клиентов российских банков, оформивших кредитный договор с финансовым учреждением. Следующим востребованным видом кредита стала покупка автомобиля. Этой кредитной программой воспользовались 11% опрошенных. Тенденция к увеличению роста спроса среди россиян продемонстрировала и программа ипотечного кредитования, на долю которой пришлось также 11%, при этом рост за последний год на этот вид банковских услуг составил 4%. Эксперты объясняют рост кредитования тем, что в России отмечается рост уровня доходов, поэтому увеличивается число заемщиков, которые пользуются ипотекой или автокредитом. Одновременно с этим вполне логичной выглядит тенденция, когда с ростом доходов населения сокращается количество заемщиков, выбирающих программу потребительского кредитования.

На фоне роста потребления банковских услуг сократилось количество россиян, которые не пользуются никакими ни какими из них: за текущий год таких россиян стало на 4 % меньше. Кроме того, за последние несколько лет число пользователей банковскими услугами в России постоянно растет. Если еще три года назад услугами банков пользовались только 52% россиян, то в этом году число пользователей банковскими услугами выросло до 78%. Пока самыми востребованными остаются популярные на протяжении нескольких лет программы – оплата регулярных платежей и кредиты, а также набирающие стремительную популярность пластиковые карты. На их фоне другими банковскими услугами россияне пользуются значительно меньше. Объяснением для этого может служить то, что некоторые банковские услуги являются непонятными или незнакомыми для потенциальных клиентов банков. Чтобы разобраться в их особенностях и преимуществах необходимо время, а также квалифицированная помощь со стороны профессионалов. Для тех, у кого невысокий уровень дохода, банковские услуги попросту являются недоступными, и к числу такой категории относятся малоимущие, молодые люди и люди преклонного возраста. Поэтому при оценке популярности тех или иных банковских услуг стоит учитывать и этот фактор. Еще один сдерживающий фактор, влияющий на рост популярности, – некоторые виды банковских услуг могут быть доступны только в отдельных регионах России. Подводя итоги опроса, можно с уверенностью сказать, что при наличии ограничивающих факторов, интерес к банковским продуктам среди россиян продолжает расти. В опросе принимало участие 1,6 тыс. человек из 140 населенных пунктов РФ. Опрос проводился в октябре текущего года.