Профсоюзная собствен­ность

А вот определение конкретно­го круга членов профсоюза, выступающих в качестве совла­дельцев данного объекта профсоюзной собственности, как пра­вило, может вызвать большие затруднения, иногда — непреодо­лимые. Сегодня в качестве владельцев выступают различные юридические лица, причём не только представляющие собой профсоюзные организации, но и обычные коммерческие, получившие из рук профсоюзов право управлять, а иногда и владеть имуществом. Можно предполо­жить, что, устранив псевдособственника в лице юридического лица и признав в качестве собственников всех членов данной профсоюзной организации (а это задача очень трудная), мы эту проблему решаем. Хотя и такой вариант решения не исключен, его вряд ли возможно признать экономически обоснованным.

Во-первых, «чистой» профсоюзной собственности практи­чески не существует. Рассматривая профсоюзы как приводные ремни партии, а саму партию как неотъемлемую часть совет­ской государственной системы, КПСС в практической деятель­ности не делала больших различий между государственной (т.е. общенародной), партийной и профсоюзной формами собствен­ности. Принципиальных различий и не существовало: всё это были разновидности общей совместной формы собственности, различающиеся по кругу собственников, но одинаковые по ме­тодам использования и управления. Привязка профсоюзов к партии обеспечивалась не только чисто идеологическими мето­дами, но и сугубо материальными средствами: потеря независи­мости компенсировалась денежным потоком в виде отчислений в социальные фонды (т.е. государство делилось с профсоюзами частью налогов, которые профсоюзы должны были использо­вать на социальные цели, выполняя тем самым социальные функции государства). Это взаимодействие государства, пар­тии и профсоюзов подкреплялось и организационно: существо­вал единый профцентр (ВЦСПС), а его руководитель традици­онно был членом Политбюро КПСС. Кстати, в практическом плане это решение было не лишено и определённых положи­тельных сторон, поскольку общественные органы в виде все­объемлющих профсоюзных структур способны лучше распоря­диться деньгами, предназначенными на социальные цели, чем чиновники государственных учреждений.

Источник