Магазин без персонала или комплекс торговых автоматов
В России торговля через автоматы только набирает обороты, а в развитом мире это уже насыщенная и конкурентная отрасль. Так как по наблюдениям несколько автоматов с различным содержимым дают синергетический эффект в продажах, не удивительно, что появилась компания, решившая заработать на этом и даже построить бренд. Американская Get & Go Express вышла на рынок с концепцией розничной точки из вендинговых машин под единой крышей, фактически образующей супермаркет без персонала.
Автоматы перед традиционными магазинами имеют два главных преимущества – экономия места и фонда оплаты труда. Пока эти факторы остаются существенным, использование автоматов является экономически оправданным. Комплексы вендинговых машин Get & Go Express не требуют постоянного присутствия работников и занимают гораздо меньше площади, чем минимаркеты, чью нишу создатели компании и намереваются занять. Есть и большой недостаток – невозможность торговать некоторыми видами товаров, на которых минимаркеты делают большую часть выручки: алкоголь, сигареты и лотерейные билеты – их нельзя продавать несовершеннолетним. Однако японцы уже придумали один способ, как соблюсти возрастное ограничение и в вендинге.
В настоящий момент, сеть Get & Go Express умудряется работать с достаточным доходом даже без алкоголя в ассортименте. По задумке основателя компании Джеффа Парсонса (Jeff Parsons) комплекс автоматов по продаже снэков, напитков, презервативов и всего, чего угодно, вкупе, например, с банкоматом и аппаратом для проката DVD с учетом получаемой экономии затрат дадут больше прибыли, чем минимаркет. По финансовым отчетам организации именно так и выходит. Единственно, приходится идти на некоторые хитрости. В частности, закупать товар не у оптовиков по мелкооптовому прайс-листу, а в сетевых гипермаркетах-дискаунтерах вроде Wal-Mart (в США сложилась ситуация, что в крупных сетях цена может быть ниже, чем у оптовиков, и в нашей стране все движется к тому же). Парсонс приводит следующий пример: обычная одиночная розничная точка берет у оптовика упаковку бутилированной воды за $18.20, в это же время в Wal-Mart или Sam’s Club то же самое продается за десятку, а во время каких-нибудь акций и вовсе за $8.
Кроме того, экономия в «магазине без персонала» проявляется уже на этапе его создания – создать его стоит всего $150 тыс., что в Штатах не в пример дешевле постройки минимаркета.
Первоначально Get & Go Express были «сборищем» разнотипных автоматов третьих лиц, что осложняло их обслуживание и выстраивание сети. Но теперь комплексы создаются как некое единое целое в общем фирменном стиле, и это стало важным фактором для создания успешно запущенной программы франчайзинга.