30-дневный отгул по кредиту
По статистике, которая ведется в бюро кредитных историй, количество просроченных в первые 30 дней кредитов среди потребителей увеличилось. В других категориях займов такой динамики не наблюдается. Специалисты НБКИ считают, что такие просроченные кредиты потенциально являются мошенническими, хотя банкиры не согласны с таким мнением.
Если верить произведенным подсчетам, то с июля месяца 2012 года по июль месяц этого года доля просроченных в первые 30 дней выплат по кредитам снизилась до 3,46%, снижение составило 0,13 пунктов.
Что касается других сегментов займов, то здесь ситуация намного лучше. По данным того же НБКИ, за год доля просроченных за первые 30 дней выплат по кредиткам сократилась до 2.11% против прошлогодних 2,18%. В секторе автомобильных кредитов произошло падение до 0,41% против предыдущего значения 0,48%, по жилищным — до 0,07% по сравнению с 0,17%.
Результаты существующих аналитических исследований гласят, что, действительно, часто клиенты банков нарушают сроки внесения платежей именно в первый месяц, особенно подобная ситуация распространена для автомобильных, жилищных кредитов и кредитных карт. Такой же «критический» момент — полгода с момента выдачи кредита. Для обеспеченных кредитов, а также для потребкредитов, есть свой момент «икс» - четвертый месяц с момента получения займа.
Как считают эксперты, такие просроченные в первый же месяц кредиты можно считать потенциально мошенническими. Однако, катастрофы нет. По существующей статистике, такие «месячные просрочки» составляют менее 1% от общего количества кредитов.
Уважительная причина
Представители банков наоборот, более лояльно относятся к своим клиентам и оставляют за ними право в первый месяц задержать выплату по уважительной причине. Однако, это уже не касается более поздних задержек по выплатам.
По словам представителя Промсвязьбанка Евгения Курасова, эту категорию просроченных выплат не стоит относить к мошенническим займам. Речь идет о просроченных платежах до 30 дней. Главной причиной возникновения такой просроченной задолженности можно назвать социально-экономическую обстановку в стране. К таким факторам можно отнести относительно низкий уровень ответственности и дисциплины, потерю или сокращение дохода, а также другие форс-мажорные ситуации. Однако, все же определенную часть таких кредитов можно косвенно отнести к мошенническим.
К тому же, по словам Курасова, в последнее время значительно увеличился так называемый DTI (уровень соотношения расходов на обслуживание выданного займа к доходу заемщика), он достиг максимума за последние годы. В условиях замедления экономического роста и возможной стагнации, такой высокий уровень DTI вызывает у специалистов опасения.
Из опыта Райффайзенбанка следует, что более 70% клиентов, просрочивших платежи на 30 дней, в дальнейшем исправно вносят деньги по графику, поэтому их нельзя назвать мошенниками. Эту информацию предоставил представитель банка Станислав Тывес. Конечно, банк проводит проверку на предмет возможного мошенничества, однако, для вынесения такого решения должны быть и другие признаки. Иначе дело обстоит, если клиент задерживает уже вторую выплату по оформленному кредиту. Здесь уже напрашивается вывод о том, что клиент целенаправленно взял кредит, не планируя его закрывать. Любой просроченный на срок более 30 дней платеж является признаком того, что у клиента существуют проблемы с выплатами. Варианты «клиент забыл», «клиент не может найти банк» и «клиент не знает, как внести платеж» маловероятны.
С подобной позицией соглашается и Ирина Поддубная, заместитель директора департамента по работе с просроченный задолженностью Хоум Кредит банка. С ее точки зрения, просрочка в первый же месяц не говорит практически ни о чем. Ведь клиент мог действительно перепутать дату внесения платежа, у него могли возникнуть уважительные личные причины. Сделать окончательный вывод о перспективах выплат по кредиту можно лишь при дальнейшем наблюдении за поведением клиента. При невнесении очередного платежа в срок, клиенту отправляется СМС-оповещение, за ним может последовать звонок с напоминанием. На основании реакции клиента и его дальнейшего поведения можно делать прогнозы. Однако, обычно клиент все-таки вступает с банком в контакт и старается погасить возникшую задолженность любыми способами.
Основными причинами появления «ранних» просроченных платежей Ирина Поддубная считает забывчивость и форс-мажорные ситуации с финансами. Если человек впервые имеет дело с кредитом, то, возможно, у него нет привычки и соответствующей платежной дисциплины. Основными причинами просроченных на 90 дней платежей являются тяжелые жизненные ситуации и сокращение дохода в семье.
Кредитный омут
Итак, забыв своевременно внести платеж в первый месяц можно получить поблажку от банкиров, но если вы не платите уже в течение 90 дней, по проблема становится серьезной. По статистике, с начала года количество таких кредитов возросло с 576,7 тысяч до 742,4 тысяч, рост составил 12,5%.
Параллельно с сокращением темпов роста объемов кредитования за первые 6 месяцев этого года (с 36,4% произошло снижение до 33,9%) объем просроченных кредитов также уменьшается. По официальным данным, за 12 месяцев объем просроченных гражданами РФ кредитов увеличился почти в 10 раз. За первые три месяца этого года произошел рост на 9,9%, а за второй квартал — уже на 8,8%.
Что касается распределения долей в портфелях банков, то объем задолженности за июль месяц ненамного увеличился — с 4,3% до 4,4%, в целом, прирост просрочки составил 5,3%.
Алексей Волков, представитель НБКИ, озвучил мнение, что пока кредитное мошенничество нельзя назвать угрозой для российского рынка розничного кредитования. Однако, с ростом объемов кредитования растет и количество граждан, которые хотят обмануть банковское учреждение и получить «безвозвратные» денежные средства. Сезонных факторов для такого мошенничества нет, но динамика роста количества таких случаев зависит от общей динамики роста объема кредитования. Таким образом, примерная доля таких случаев в общей массе остается на прежнем, невысоком уровне.