Микрозаймы набирают обороты

МФО «Кредит 911» начала тестирование терминалов, предназначенных для подачи заявки на получение кредита. Если проект получит популярность, то через такие устройства впоследствии можно будет получить и сами деньги. Правда, многие крупные МФО относятся к этой идее скептически.

О своих планах приема заявок через терминалы МФО «Кредит 911» заявила в прошлом году. Не так давно компания начала тестирование новых устройств. Как сообщил Дмитрий Нилов, операционный директор  «Кредит 911», сегодня программа «обкатывается». Для массового потребления компания планирует в ближайшие полгода установить терминалы в «проходных местах» - торговых центрах, переходах метро. К примеру, в Москве будет установлено несколько сотен таких терминалов.
Прототип машины используется в офисе компании. Терминалы разрабатывались по специальному заказу, а аналоги были «подсмотрены» за границей, у компаний, которые используют терминалы для других нужд. Внешне терминалы будут походить на устройства для мгновенной оплаты услуг. На первоначальном этапе через терминалы компании можно будет оформлять заявку на кредит, и погашать его.

Чтобы отправить заявку, нужно будет пройти шагов в соответствии с имеющимися подсказками. Сначала нужно будет выбрать пункт «получить заем», затем указать желаемую сумму и срок, после чего отсканировать с помощью экрана паспорт, согласиться на обработку своих данных и отправить документы. Заявка, как обещает Нилов, будет обработана в течение 15 минут.
Но имеется тонкость, соглашаясь на обработку данных, человек должен поставить свою подпись, то есть она должна быть «живой». Поэтому на одном из этапов нужно будет сначала распечатать на терминале соответствующий бланк, расписаться на нем, а потом поместить его обратно в устройство.

Роман Щербинин, который является старшим партнером коллегии адвокатов, думает, что система работать будет, отмечая излишнюю осторожность компании. Так как в соответствии с ГК РФ «живую» подпись можно заменить конклюдентными действиями, то есть теми, что  можно расценивать как согласие на заключение договора на оговоренных условиях. В этом случае речь идет об отправке личных данных через терминал. То есть для этого, к примеру, на экране устройства должна имеется информация, что оправка данных означает согласие потенциального заемщика на условия договора кредита. Юрист уточнил, что при возникновении споров такой способ заключения договора у судей обычно вопросов не вызывает. 

По заявлению Нилова, следующей стадией развития проекта будет возможность получения через терминал самого кредита. Но по оценкам компании такая возможность появится только в будущем году.

Подобная услуга – подача заявки через терминал – уже предоставляется в ряде регионов РФ татарстанской компанией RCGroup, в том числе, она разворачивает свой проект в Санкт-Петербурге. Кроме того, RCGroup уже сейчас дает возможность получения через терминал заемных средств на сумму от 1 до 10 тысяч рублей в течение 10 минут.

Динара Юнусова зам. генерального директора МФО «МигКредит» довольно скептически оценивает перспективы таких проектов и их эффективность. В первую очередь, из-за дороговизны программного обеспечения и высокой стоимости оборудования, которое должно соответствовать требованиям компании.

С другой стороны, в таких проектах довольно просто недооценить риски. Безусловно, сейчас «МигКредит» применяет бесконтактные способы сбора заявок, в том числе и с помощью партнерских программ. Но принимать заявки на займы с использованием терминальных сетей в планах компании нет.

Как считает Юнусова, визуальный контакт вкупе с анализом заемщика, который используется в «МигКредите», часто дают возможность выявить человека не вполне адекватно оценивающего свои финансовые возможности или потенциального мошенника. Какой бы совершенной не была автоматическая система, она все равно принимает решения по определенному алгоритму, пусть с широким, но все же ограниченным числом показателей. Поэтому машина не сможет принять контекстное решение, а это компенсируется мастерством финансовых консультантов.

Нилов не видит при новой системе подачи заявок дополнительных рисков невозвратов, и считает, что удорожания займов в связи с запуском новой модели произойти не должно. Щербинин считает, что риски невозвратов в этом случае более высоки, чем при подаче заявок через офис. В частности повышается опасность использования чужого паспорта для получения кредита, что не исключит даже наличие камер наблюдения в терминале. А потому старший партнер Lex Collegium полагает, что риски будут закладываться в стоимость кредита.

Юнусова заявила, что если терминальная модель приема заявок на кредиты схожа с лидогенерацией, то есть не требует подтверждения личности (которое впоследствии производит контактный центр), то она может выжить. Но тут снова встает вопрос о ее эффективность, ведь тот же самый функционал может выполняться и через интернет.

Успех проекта, а также его масштаб и сроки запуска упираются в инвестиции. Нилов сообщил, что «Кредит 911» проводит переговоры с частными инвесторами и инвестиционными фондами по поводу партнерства.