Россиянам не нужно чувство долга

Около половины жителей РФ ни разу не брали кредит, а каждый третий заемщик говорит о нежелании повторять свой опыт. Такие данные получены в результате исследования, предоставленном НАФИ. Любопытно, что кроме очевидных критериев выбора, заемщики предпочитают брать кредит в государственном банке.

Я как-нибудь сам …

НАФИ подсчитало, что кредитными услугами пользовалось лишь 42% россиян, 6% пытались взять кредит, а большинство наших соотечественников никогда не обращались с этой целью в финучреждения. Банкиры в общем согласны с этими цифрами и выражают надежду на то, что рынок розничного кредитования в России еще есть куда развивать.

Заместитель председателя правления Локо-Банка говорит, что отношение кредитов, полученных населением, к ВВП ничтожно мало. К примеру, на 1 января сего года этот показатель достиг 12%.  России еще очень далеко до Германии и США, где этот показатель перевалил за 50%, мы даже отстаем от стран Восточной Европы, в которых этот показатель в два раза превышает наш. Следовательно, можно сделать вывод о больших возможностях развития кредитования частных лиц в России. Но здесь есть один нюанс. Западные страны, имеющие отношение кредитов к ВВП намного выше нашего, в основном обязаны этим ипотеке с относительно низкими ставками и продолжительным сроком. А в России этот показатель формируется благодаря потребительским кредитам и кредитным картам с их высокими ставками и коротким сроком. Обслуживание таких долгов ведет за собой большую нагрузку на российские домохозяйства.

Сергей Косенко, директор розничного департамента Московского отделения Смоленского банка, также отмечает, что, в общем, макроэкономические показатели свидетельствуют о больших перспективах развития розничного кредитования в России. Но, как и в большинстве других областей, развитие потребительского кредитования у нас проходит иначе, чем в западных странах, по более рискованному сценарию. Рост количества кредитов в 2012 году превысил 40%, за счет беззалогового кредитования, а число заемщиков впервые стало больше 50% трудоспособного населения, причем количество клиентов, у которых уже есть пять займов и более, превысило 8%. Таким образом, нагрузка на одного заемщика довольно высока, но часть населения (примерно 45%) никогда не пользовались кредитами и не планирует использовать кредитные услуги. Поэтому добиться успехов смогут только те банки, которые сумеют изменить отношение к кредитам у тех клиентов, кто принципиально живет только «на свои».

Хватит!

Из всех опрошенных НАФИ, которые пользовались кредитами, 62% отметили, что и в дальнейшем будут пользоваться такими банковскими услугами, а 38% заявили о своем категорическом нежелании попадать в «кредитную кабалу».

Как признаются сами участники рынка, многие клиенты негативно относятся к высоким ставкам по кредитам, а также недостаточной прозрачности условий по их предоставлению.

Константин Богомазов полагает, что заемщики находятся в заблуждении относительно высоких ставок по кредитам. Конечно, по сравнению с европейскими странами это так и есть, но у нас и инфляция выше, и вклады в банках дают больший процент.
По мнению Сергея Косенко, претензии граждан к банкам оказываются оправданными только в 30% случаев. Большинство же людей просто не обращают достаточного внимания на все пункты договора или неверно рассчитывают свои материальные возможности.
Ирина Рысь представитель Ланта-Банка отмечает, что брать кредит любят многие, но все хотят выполнять по нему обязательства. Проблемы могут возникнуть по ряду причин, главной из которых является неумение рассчитывать свои финансовые возможности. Другой, не менее важно причиной, можно назвать «неожиданные» условия и комиссии, с которыми заемщик не ознакомился при заключении договора. Именно подобный негативный опыт, особенно скрашенный общением с коллекторами, не умеющими вести корректный диалог, вызывает стойкое нежелание еще раз прибегать к услугам кредитования.

А вот Александр Васильчиков директор розничного департамента Росэнергобанка считает, что многие клиенты опасаются обмана со стороны банка просто потому, что полагаются на информацию, полученную от знакомых, друзей и прессы. При этом нельзя сказать, чтобы россияне не хотели брать кредиты, некоторые просто не имеют такой возможности, а другие не хотят кредитоваться по существующим условиям.

Критерии выбора кредитора

Любопытно, что клиенты банков тщательно выбирают не только банки для размещения своих вкладов, но и для получения кредита. Около 56% россиян, пользовавшихся кредитными услугами, говорят о том, что главным критерием выбора банка являются привлекательные условия по кредиту. 23% респондентов отметили, что для них важен опыт сотрудничества с банком и его государственный статус. Рекомендации друзей являются весомым критерием для 19% опрошенных, а 8% обращают внимание на размеры банка.

Сергей Косенко отмечает, что опытные заемщики больше волнуются о процентной ставке, а вот желающие получить кредит впервые, больше обращают внимание на процент одобрения по кредитам. Такие люди часто обращают внимание на такие факторы как скорость рассмотрения заявки, возможность дистанционного получения денег, удобный интернет-банкинг или мобильный банк и многие другие параметры, за которые клиенты готовы переплачивать.

Александр Васильчиков считает, что многим клиентам намного важнее скорость обслуживание и понятность условий по какому-либо продукту. Именно по этой причине многие клиенты снова обращаются в банки, в которых уже брали кредит, пусть и под высокий процент. Кроме того, искать новую кредитную организацию многие люди не хотят, считая их всех одинаковыми, и опасаясь обмана в неизвестном банке.

Константин Богомазов высказал предположение о том, почему людям важно отдать свои сбережения в государственный банк, он просто в сознании наших соотечественников кажется наиболее надежным. А вот почему люди хотят брать кредит в государственном банке объяснить эксперт затруднился. Возможно это не более чем дань привычке, и надежда на более прозрачные условия по кредиту, чем в банке коммерческом.

Сергей Косенко попытался объяснить этот феномен верой простого человека в государство, а не в коммерческий банк, который для многих людей, особенно из глубинки, видится местом из западного места, где только и мыслей, что нажиться на проблемах простого человека. Именно поэтому люди ищут справедливости у государства, которое хоть и подводило не раз, но, все же, остается своим и до боли родным.