Автомобили не подешевеют, но и не подорожают
С наступлением осени надежды россиян на то, что автомобили могут подешеветь, не сбудутся. Но есть и приятная новость – они не подорожают. Согласно закону, проект которого принят правительством РФ, в России будет введен сбор за утилизацию каждого транспортного средства, как произведенного на территории страны, так и ввозимого на ее пределы. Закон вступит в силу 1 сентября этого года, и надежды на то, что правила ВТО помогут снизить ввозные пошлины, оказались несбыточными. Такой ход со стороны государства продиктован желанием компенсировать потери бюджета из-за вступления России в торговую организацию.
Проект постановления Правительства РФ «Об утилизационном сборе» был опубликован в конце июля. В целом комментарии по поводу нового закона носят сдержанный и позитивный характер. Те, кто усмотрели в законе, что хуже не будет и цены на автомобили не рванут вверх, видимо, придерживаются той точки зрения, которую можно выразить одной фразой: «Лишь бы не было войны». Однако мнение тех, кто более детально подошел к изучению нового закона, говорят о том, что радоваться нечему. Решения чиновников снова кажется странным, впрочем, чтобы разобраться в данном вопросе, надо знать суть истории. Итак, попробуем разобраться.
Каждая страна, вступающая в ВТО, берет на себя обязательства согласовывать ввозные пошлины на продукцию иностранного производства, чтобы избежать обвинения в создании препятствий свободной торговле и протекционизме. Все это неизбежно приводит к снижению таможенных сборов. Чтобы как-то компенсировать потери, российские чиновники переняли немецкий опыт, и расчет оказался прост: теряем на пошлинах, значит, компенсируем на сборах.
Граждане тех стран, которые до недавнего времени вступали в ВТО, практически сразу ощущали на себе преимущества от того, что их страна вступила в сообщество цивилизованной торговли – ассортимент товаров на полках увеличивался, и они дешевели. Но как только в ВТО стали вступать страны СНГ - об этом было забыто. Цены на товары достигали космических высот, и это несмотря на то, что перед тем как вступить в ВТО, страна долго ведет переговоры со всеми участниками организации, отстаивая свои интересы. В частности, Россия вела переговоры о вступлении во всемирную торговую организацию целых двадцать лет. В итоге получился документ, в котором учтены интересы всех производителей от дорогой до неконкурентоспособной продукции. Но учитывались ли в документе интересы простых россиян? Автомобильная тема оказалась одной из тех, где проследить это получится проще всего. Новый закон о сборах имеет два раздела: один - для юрлиц, а другой – для физлиц. Размер базовой ставки по утилизации легковых авто составляет 20 тыс. рубл. На новые и подержанные автомобили будет распространяться наименьший коэффициент – 1,34. Таким образом, сумма утилизации для них составит 26,8 тыс. рубл. Коэффициент 2,66 будет применяться к новым автомобилям с объемом двигателя от двух до трех литров, за их утилизацию придется заплатить 53,2 тыс. рубл. Однако за подержанные автомобили с объемом двигателя до двух литров надо будет заплатить 165, 2 тыс. рубл., потому что коэффициент составляет 8,26. Утилизация подержанных авто, объем двигателей которых от двух до трех литров, будет стоить 322,4 тыс. рубл. Новые и подержанные автомобили с двигателем более 3,5 литров будут утилизироваться при уплате от 110 до 700 тыс. руб.
Все эти правила действуют по отношению к юрлицам. Относительно физлиц будут действовать другие нормы, и, как ожидается, они будут понижающими. В итоге частникам за утилизацию придется платить от 3 до 5 тыс. руб. В связи с этим даже звучат мнения о том, что такое положение вещей может привести к росту ввоза серого импорта и подержанных авто. Тем не менее, мало кто учитывает факт, что для юрлиц Россия обязалась снизить ставки пошлин на легковые автомобили с 30% до 25%, а потом и до 15%; на грузовики и автобусы – в 25% до 15%, а затем до 10%. Для частных лиц ставки останутся прежними, ведь их мнение на переговорах не учитывалось. Как говорится, с миру по нитке… В качестве простого примера: если вы решите привести авто из Германии, где она стоит дешевле, то платить пошлину придется по малопонятной формуле: за куб. см придется заплатить не менее 2,5 евро, так что стоимость авто может вырасти наполовину. Получается, что вступая в ВТО, российские чиновники учитывали интересы корпораций, но никак не интересы простых граждан. Действительно, что делать АвтоВАЗу, если россияне станут покупать качественные машины недорого за границей, не заботясь о поддержании отечественного производителя? Так что не стоит простому обывателю ждать снижения пошлин: нет, не будет и не планируется. Остается утешаться тем, что и подорожания не обещают, пусть слабое, но утешение. А вообще, и на том спасибо, забота о благе народа требует много сил времени, глядя на все это, так и хочется сказать… лишь бы не было войны.