Розничные кредиты без ограничений
Бурный рост рынка розничного кредитования в России отмечался на протяжении всей первой половины года. Годовой показатель роста кредитного портфеля демонстрирует абсолютный рекорд – 44%. Эксперты уверяют, что причин для тревоги нет, и стремительные темпы роста на это раз нельзя называть «пузырями».
На рынке розничного кредитования в России бурный рост стал отмечаться еще с июля прошлого года. За этот период показатель кредитов, которые были выданы населению, взлетел на 44%. Вместе с тем уровень задолженностей и просрочки идет вниз, но это оказывает влияние на темпы роста кредитования лишь частично.
На фоне этого абсолютный прирост денежных средств физлиц на банковских счетах сократился, другими словами, привлеченные розничные средства не покрывают финансирование розничных кредитов. Именно такая ситуация и вызывает опасения по поводу того, что нынешний темп роста розничного кредитования является «пузырем». Что в этом случае ожидает экономику и не приведет ли это к росту просроченной задолженности? Специалисты большинства российских банков уверяют, что темпы роста не угрожают экономике и до «пузырей» еще далеко.
Максимальный темп роста кредитования в России пришелся на второй квартал нынешнего года – рост составил 11,5%. Но даже этот показатель, который стал максимальным с 2008 года, не может служить доводом в вопросе о «пузыре», так как по данному показателю РФ находится далеко от развитых стран.
Отношение ВВП к розничному кредитному портфелю в России намного отличается от того же показателя развитых стран: на начало года в России это примерно 10%, в США – 90%, в Норвегии – 70%. Столь низкий уровень проникновения розничных кредитов не позволяет говорить о «раздувании пузыря», даже несмотря на нынешние ускоренные темпы роста.
Уровень проникновения розничного кредитования в нашей стране намного ниже, чем в развитых странах. Большинство европейцев пользуются минимум двумя кредитами, а значительное количество клиентов европейских банков имеют четыре или пять кредитов. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что в дальнейшем рост кредитования будет адекватным по отношению к объему рынка. Другими словами, рост с учетом позитивных макроэкономических показателей представляется вполне логичным. К тому же, учитывая тот факт, что кредитные организации после кризиса стали более взвешено и осторожно подходить к выдаче займов – подозревать кого-то в «раздувании пузыря» было бы странно: консервативная политика приносит свои плоды и делает риски управляемыми.
Рост кредитования не содержит в себе тех признаков, которые были характерны для ситуации в 2009 году. В тот кризисный момент сократились объемы кредитования, но одновременно выросли показатели сбережений россиян. Сегодня наблюдается возврат к докризисным показателям в отношении объемов вкладов. Пока этот сегмент демонстрирует высокую прибыльность для банков – он будет расти.
Кредитный портфель физлиц за первые шесть месяцев текущего года вырос на 1 трлн. рубл., а вместе с тем средства на счетах российских банков увеличились на 900 млрд. рубл. С осени прошлого года ситуация с ликвидностью стал ухудшаться, поэтому перед банками стал вопрос фондирования, так как им необходимо удовлетворять повышенный спрос со стороны населения. И этот вопрос на данный момент стоит намного острее, чем год или даже полгода назад. Опережающий рост кредитования по сравнению с притоком средств приводит к дефициту ликвидности, поэтому банки активно расходуют свои средства и пользуются заимствованиями Банка России. Еще один инструмент – повышение уровня процентных ставок по вкладам. Безусловно, это будет оказывать давление на маржу, но нынешний показатель рентабельности пока позволяет это делать. К тому же, из-за дорого фондирования на европейском рынке российским банкам придется искать резервы на локальном рынке и поддерживать баланс. В этой ситуации со стороны государства также ощущается поддержка на поддержание дефицита ликвидности, поэтому банковскому сектору не стоит ожидать угрозы.
Определенную роль в быстром темпе роста кредитования сыграл и показатель просроченной задолженности, который снизился в начала года на 0,6%. Даже если мировой экономический кризис обострится и приведет к замедлению роста кредитования, то этот фактор не будет носить катастрофического характера, но все же обойти вниманием его нельзя. Конечно, просрочка по кредиту имеет «отложенный эффект», поэтому ее нельзя сопоставлять с нынешними условиями. Но если банк здраво подходит к своей кредитной политике, то даже в момент прекращения роста кредитования ему не о чем будет беспокоиться. И, наоборот, если кредитные риски имеют неуправляемый характер, то даже высокие прибыли не спасут кредитный портфель банка в период спада. Специалисты говорят о том, что факт «размывания» просроченной задолженности новыми кредитами отрицать невозможно, но потребительские кредиты отличаются быстрой амортизацией. Да и момента кризиса банки научились многому и технологии сделали шаг вперед: теперь банки умеют управлять просрочкой по кредитам. Кредитные организации уделяют особое внимание риск-менеджменту, стараясь оценивать более точно потенциальных заемщиков, поэтому и качество кредитного портфеля улучшается.