На смену иностранным банкам придут «магазинные»?
Иностранные банки покидают российские банковские просторы, но освободившееся место, по всей видимости, будет пустовать не долго. На смену «обычным» банкам придут «магазинные», и примечательно это тем, что создаваться такие кредитные организации будут усилиями иностранных ритейлеров.
Первым, кто заявил о своих намерениях, стал один из крупнейших иностранных операторов – Auchan. Французская группа весной этого года сообщила о своем намерении создать банк, а спустя неделю, после того, как было сделано заявление, подобными планами поделилась и шведская группа IKEA, специализирующаяся на продаже мебели. До этого опыт открытия собственных банков был только у автомобильных концернов. В целом, их опыт по созданию собственных кредитных организаций в России можно назвать успешным, но в работе автоконцернов и ритейлеров существуют некоторые принципиальные отличия.
Auchan и IKEA намерены открывать банки в партнерстве с другими кредитными организациями или через дочерние компании. Похожий вариант пыталась реализовать розничная сеть «Седьмой континент», но проект оказался не очень успешным. Автоконцерны же реализовывали свою продукцию через «карманные» или кэптивные банки, создаваемые для максимизации продаж. Привлечь клиентов и реализовать автомобили удавалось за счет льготной программы автокредитования, но особенность таких банков – ограниченный набор услуг. Другими словами кэптивные банки нельзя назвать универсальными кредитными организациями и перед ними не ставится задача по максимизации прибыли. Многие автопроизводители уже являются владельцами собственных банков, среди них - BMW, Toyota, Volkswagen и др. На их долю в прошлом году пришлось около четверти всех выданных автокредитов. Количество таких банков продолжает расти, и, как ожидается, к 2015 году на их долю будет приходиться половина рынка автокредитования. Такие прогнозы не могут не вызывать уверенности в правильных действиях у других иностранных компаний, которые рассматривают возможные перспективы для получения стабильной прибыли после выхода на российский рынок кредитования.
У розничных сетей, которые хотят закрепиться на рынке банковских услуг, несколько иная тактика – создания совместных программ с банками-экспертами, чтобы повысить лояльность клиентов, таким образом, ритейлер создает своеобразное совместное предприятие. Распространенной практикой в Европе, которую часто практикуют ритейлеры, в том числе Auchan, является предоставление финансовых услуг с помощью аффилированных банков. Основные мотивы, которые руководят желание ритейлеров создать собственный банк или совместный банк с опытными партнерами, - увеличение торгового оборота и дополнительный доход от выдачи кредита, конечно, если поддерживается приемлемый уровень просрочки.
Форматы, создаваемый крупными ритейлерами, ориентированы на то, чтобы стимулировать интерес покупателя к покупкам, особенно совершаемых импульсивно. Многие покупатели, которые, например, приезжали со списков в Auchan, сталкивались с тем, что помимо необходимых вещей, покупали еще и большое количество незапланированных покупок. Яркие рекламные предложения, особая выкладка товара и низкая цена – это основа существующей бизнес-модели. Чтобы усилить эту тенденцию, ритейлеру необходимо обеспечить выдачу экспресс-кредитов, которые должны выдаваться максимально быстро и непосредственно в торговых точках, иными словами, оценка заемщика при этом будет происходить поверхностно, а значит, сохранятся высокий риск того, что уровень просрочки превысит приемлемый объем.
Оценивая заявление Auchan и IKEA, можно говорить о том, что развитие деятельности ритейлеров в России достигло того уровня, когда открытие банка стало скорее не прихотью, а необходимостью. Банковский бизнес нуждается в постоянном капитале и финансовой устойчивости, а поскольку, по мнению некоторых экспертов, финансовое состояние иностранных ритейлеров можно назвать стабильным, то части этих средств будет достаточно для того, чтобы создать кредитную организацию. В России доход Auchan вырос на 12,5% в 2010 году, а прибыль – на 68,8%. На данный момент французская группа является крупнейшим иностранным рителейром, который развивает формат гипермаркетов в России. Результаты IKEA несколько меньше, поэтому стимулирование продаж посредством экспресс-кредитования через собственный банк может стать эффективным решением. Среди преимуществ, которые непременно учитываются «магазинными» банками, - сокращение контрагентского риска, экономия средств на реализации программ с внешними партнерами замыкание денежных потоков на компании. Банк Auchan может начать свою работу уже в следующем году, в эти же сроки, возможно, уложиться и IKEA. Шансов на успех у иностранных ритейлеров, согласно экспертному мнению, расцениваются как положительные. Часть кредитных процессов уже была отработана при сотрудничестве с банками-партнерами, а высокий трафик обеспечивает доступ к большому кругу клиентской аудитории. Таким образом, «магазинные» банки смогут быстро нарастить кредитный портфель, тем самым постепенно увеличивая обороты, реализуя различные программы лояльности.