Работа коллекторов в России будет легализована
Дискуссия по поводу законности работы коллекторов актуальна уже некоторое время. Есть мнение, их деятельность законна. Роспотребнадзор категорически заявляет: нет, аргументируя тем, что, не получив согласия должника уступить права, требовать что-либо по его обязательствам будет незаконно. Передавать небанковским структурам работу по взысканию долгов с физических лиц нельзя. Свое веское слово скажет законопроект под названием «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», разработанный министерством экономики и развития. Ожидается, что он будет принят в нынешнем году. Закон фактически делает российский коллекторский бизнес легальным.
Как говорит Елена Докучаева, генеральный директор «Секвойя Кредит Консолидейшн», на данный момент министерство занимается внесением правок от соисполнителей, а это ФАС, министерство финансов, Банк России. После этого финальная версия проекта будет направлена в министерство юстиции, и произойдет это, возможно, в конце января - начале февраля. Докучаева выражает предположение, что при самом динамичном развитии событий лишь весной документ достигнет профильного комитета и, скорее всего, будет принят на осенней сессии 2012 года.
В действительности, по мнению экспертов, этот закон требует быстрого и форсированного принятия. Деятельность, которую развернули коллекторы, имеет уже очень большие масштабы. На коллекторские агентства поступает огромное количество жалоб, поскольку непрописанные правила игры ведут к перегибанию палки. Часто раздаются жалобы на такие методы взыскания, как «телефонный терроризм», запугивание, разглашение банковской тайны и др. Известны случаи воздействия коллекторов на родственников и даже угроз физической расправой. Возможно подключение к телефону автосекретаря, который каждые пять минут набирает номер телефона должника и требует вернуть долг. Возмущает тот факт, что долг передается сразу нескольким агентствам, а также необоснованность сумм, которые стараются взыскать коллекторы. Эксперты называют ситуации, когда банк передает долги даже в таких ситуациях, когда уже возвращена основная сумма кредита и проценты за его использование. Задолженность большей частью составляют штрафные санкции, за несколько лет выросшие в огромную сумму, ведь комиссия за просрочку составляет примерно 1% в день на всю сумму долга. Оплатить задолженность по кредиту, умноженную на 360% нереально и необоснованно. Поэтому коллекторы действуют столь нецивилизованно, отсюда и многочисленные жалобы.
Законопроект ищет пути наведения порядка в этом бизнесе. Например, он подтверждает законность уступки прав требований по договорам кредита третьим лицам. Также определяет основные требования к полномочиям взыскателей, и к перечню людей, которые могут заниматься взысканием просроченной задолженности. Для тех. Кто занимается этим профессионально, законопроект предусматривает дополнительные требования. Так, взыскатели должны являться участниками саморегулируемых организаций коллекторов, которые занимались бы разработкой и утверждением стандартов взыскания. Также законопроект предлагает узаконить право профессиональных коллекторов запрашивать в определенных официальных структурах информацию о должнике и получить доступ к кредитным бюро. Но при этом перечень организаций, обязанных оказывать содействие коллекторам, в законе нет. Существуют и другие нерешенные вопросы.
По заявлению Сергея Шпетера, старшего вице-президента долгового агентства «Пристав», Минэкономразвития опубликована одна из последних версий проекта. Но работа над ним продолжается. Ведутся переговоры с представителями и других структур, заинтересованных в согласовании и принятии документа. И моменты, которые, по мнению долговых агентств, необходимо доработать или включить в законопроект, тоже существуют. Самое главное, в законопроекте должен быть целый блок, регламентирующий деятельность по взысканию задолженности с юридических лиц, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов, который отсутствует в последней редакции. Нынешний проект регулирует только отношения между коллекторами и физлицами, и только в досудебном порядке».
Или, например, при передаче долгов коллекторам должник имеет право не исполнять обязательство работнику агентства до факта предоставления доказательств перехода требований. А срок предоставления и состав доказательств законом не определяются. Эта норма также нуждается в конкретизации. В другом случае неясно, что понимать должникам под словом «доказательства». Коллекторы также не согласны с тем, что должник может потребовать от взыскателя прекращения с ним взаимодействия. И взыскатель может работать с должником только письменным способом – используя, в том числе, электронную почту и мобильный телефон.
Вторая сторона высказывает мнение, что проект закона не решает главную проблему взыскания с должников нереально высоких сумм. Участники рынка считают, что только принятие законопроекта «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» не наведет в этом бизнесе порядка. Закон нужно принимать вместе с законом «О потребительском кредите», считают они, где будут четко прописаны комиссии и закономерность их взыскания банком, чтобы четко видеть, каким образом накопился долг, и имеют ли законные основания проценты и платежи по нему.