Демагогический лозунг «право на труд»
Пока т.е. право работать или не работать) остаётся конституционным «правом» российского гражданина, «бескорыстие» будет служить очень хорошим прикрытием бездеятельности и иждивенчества. Ведь в данном случае ссылками на «скромность» потребностей и стремление к духовному развитию человек пытается оправдать своё неучастие или недостаточное участие в общественно полезной деятельности. Причём для участия совсем не обязательно использовать имущественный капитал, которого многие граждане просто не имеют. Интеллектуальным и трудовым капиталом обладают все. Если говорить о духовном развитии, то для этого прежде всего нужно время, а это зависит от общественной производительности труда. Время, необходимое для духовного развития членов общества (речь идёт об обществе в целом), нельзя получить путём самоустранения от созидательной деятельности. Человек, который мало отдаёт обществу, крадёт у других членов общества невосполнимое богатство — свободное время. Ресурс свободного времени — это величайшая ценность, и рано или поздно человечество столкнётся с необходимостью его распределения. Правом человека является форма использования своего свободного времени, но не его присвоение путём уклонения от активной общественной деятельности. Это не значит, что необходимо следить, чтобы каждый «отработал» какой-то лимит рабочего времени. Учитывать следует не время, которое человек просиживает на работе, а вклад, который он вносит в общественный фонд. Обычно это можно учитывать по сумме уплачиваемых налогов. Учёт лимита свободного времени — это объективная общественная необходимость, а не вопрос интересов или вкусов отдельных личностей. То, как каждый человек использует свою собственность в любых её формах, является не только его личным делом. Если, конечно, не возвращаться к тем временам, когда людей делили на рабов и господ или на арийцев и прочую «шваль», когда наличие свободного времени у одних можно было обеспечить путём лишения этой ценности всех остальных. Стремление путём ухода от активной созидательной деятельности углубиться в собственное духовное развитие, как бы красиво это ни выглядело внешне, в конечном итоге просто тормозит развитие человечества, прежде всего его духовное развитие.