Рассмотрение крупных инвестиционных проектов
Оно неизбежно включает в себя не только техническую и экономическую стороны, но прежде всего политическую. В условиях, когда решение политических проблем находится в тех же руках, в которых находятся и источники финансирования (в нашем случае это государственный инвестиционный фонд), избежать злоупотреблений практически невозможно. Приоритет почти всегда получают политические соображения, а экономические учитываются в последнюю очередь. Вряд ли возможно всерьёз предположить, что при оценке строительства БАМа трёхкратная ошибка в оценке стоимости этого «проекта века» произошла «случайно». А ведь в то время ещё не было таких мощных финансовых факторов, которые существуют в современной России. Вспомните, как настойчиво доказывали экономическую целесообразность строительства высокоскоростной магистрали Москва — С.-Петербург, а фактические вложения средств были осуществлены, не дожидаясь официального решения этого вопроса. Борьба за участие в строительстве высокоскоростной магистрали велась только потому, что в этом проекте предусматривалось участие государственных (практически «ничьих») капиталовложений. Никакой борьбы частных собственников за право вложить свои средства в очередной «проект века» не было и нет. Борьба велась за право использования государственных средств. Общая совместная собственность — наименее эффективная форма собственности. Именно в инвестиционном процессе этот её недостаток проявляется с наибольшей силой. Специфической особенностью крупных инвестиционных проектов, осуществляемых с участием государства, является то, что решение об их осуществлении принимается одними, проектирование осуществляется другими, строительство — третьими, а эксплуатация — четвёртыми. Виновников неудачного решения в этих условиях обнаружить невозможно.