Рассмотрение крупных инвестиционных проектов

Оно неизбеж­но включает в себя не только техническую и экономическую стороны, но прежде всего политическую. В условиях, когда ре­шение политических проблем находится в тех же руках, в кото­рых находятся и источники финансирования (в нашем случае это государственный инвестиционный фонд), избежать зло­употреблений практически невозможно. Приоритет почти всег­да получают политические соображения, а экономические учи­тываются в последнюю очередь. Вряд ли возможно всерьёз предположить, что при оценке строительства БАМа трёхкрат­ная ошибка в оценке стоимости этого «проекта века» произо­шла «случайно». А ведь в то время ещё не было таких мощных финансовых факторов, которые существуют в современной России. Вспомните, как настойчиво доказывали экономичес­кую целесообразность строительства высокоскоростной маги­страли Москва — С.-Петербург, а фактические вложения средств были осуществлены, не дожидаясь официального реше­ния этого вопроса. Борьба за участие в строительстве высоко­скоростной магистрали велась только потому, что в этом проек­те предусматривалось участие государственных (практически «ничьих») капиталовложений. Никакой борьбы частных собст­венников за право вложить свои средства в очередной «проект века» не было и нет. Борьба велась за право использования государственных средств. Общая совместная собственность — наименее эффективная форма собственности. Именно в инвестиционном процессе этот её недостаток проявляется с наибольшей силой. Специфичес­кой особенностью крупных инвестиционных проектов, осу­ществляемых с участием государства, является то, что решение об их осуществлении принимается одними, проектирование осуществляется другими, строительство — третьими, а эксплу­атация — четвёртыми. Виновников неудачного решения в этих условиях обнаружить невозможно.

Источник