Кредитные истории доступны всем

Банки все чаще уверяют, что не выдадут новый займ клиенту с плохой кредитной историей, бюро призывают граждан хотя бы раз в год запрашивать личные данные из-за участившихся случаев мошенничества. Между тем данные о себе узнают лишь единицы. Чтобы система заработала, сбор и хранение информации о заемщиках теперь будет осуществлять Центральный каталог кредитных историй.

На прошлой неделе Министерство юстиции зарегистрировало изменения в указание Банка России о порядке работы с запросами и получения информации из центрального каталога кредитных историй их субъектами и пользователями. Отныне все банки, кредитное бюро, брокеры или частные лица, желающие ознакомиться с какими-либо кредитными историями, могут отправить соответствующий запрос в центральный каталог историй (ЦККИ). Он создан для сбора, хранения и представления сведений о бюро кредитных историй, в которых сформированы кредитные истории заемщиков. Следовательно, для того, чтобы получить кредитную историю, необходимо сначала сделать запрос в центральный каталог, а потом – в то бюро кредитных историй, в котором хранятся данные. Каждый заемщик имеет право один раз в год узнать свои данные бесплатно и неограниченное количество раз за плату. Стоимость повторного кредитного отчета может варьироваться от 400 до 1500 рублей.

На сайте Банка России указаны формы заполнения заявлений от частного и юридического лица. Гражданам в запросе нужно указать фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес электронной почты, на который будет направлен ответ из Центрального каталога кредитных историй и код субъекта кредитных историй. Код можно получить при заключении договора займа либо позднее, обратившись в любую кредитную организацию или любое бюро кредитных историй. Адрес электронной почты заполняется латинским шрифтом с обязательным проставлением всех необходимых знаков. Символ @ в адресе электронной почты заменяется на (а) – буква «а» в скобках.

В целом же направить запрос в Центральный каталог кредитных историй можно через кредитную организацию (в Челябинске данные предоставляет ВУЗ-банк и Банк24.ру), бюро кредитных историй, либо через отделения почтовой службы. Время предоставления ответа зависит от скорости его обработки ЦККИ.

Напомним, кредитная история состоит из трех частей: первая, титульная часть кредитной истории содержит сведения о заемщике, по которым его можно идентифицировать, вторая, основная часть кредитной истории содержит дополнительные сведения о заемщике и сведения об обязательствах заемщика с указанием суммы, срока исполнения обязательств, срока уплаты процентов. Третья, дополнительная закрытая часть кредитной истории содержит сведения о кредиторе, а также о ее пользователях. Кредитная история может передаваться в бюро только с письменного разрешения заемщика. При этом оно зачастую получается в момент подписания договора о выдаче займа.

«Нужно понимать, что если человек не дает разрешение на запрос, то банк на такого клиента будет смотреть с подозрением и, скорее всего, откажет в предоставлении ссуды», – говорит директор департамента маркетинга и планирования продуктов Москоммерцбанка Дмитрий Орлов. При этом отказывается от предоставления информации и запросов в бюро кредитных историй лишь очень небольшой процент от всех заемщиков. Чаще же заемщики сами заинтересованы в создании положительного имиджа.

«Хорошая кредитная история – это действительно весомый аргумент для выдачи кредита, однако уровень закредитованности в сравнении с текущим уровнем дохода может стать причиной отказа. Обычно это основная проблема», – отмечает заместитель директора департамента розничного кредитования «Абсолют Банка» Наталия Хахалина.

Банкиры надеются, что создание централизованной организации, в которой будут храниться данные о заемщиках, поможет им значительно снизить издержки, так как сегодня на сотрудников банка ложится большая ответственность за ведение документооборота.